Киберсквоттинг: что это? Вариант современного бизнеса или нарушение закона

Здравствуйте, уважаемые читатели и добро пожаловать на Thebizfromscratch! С вами на связи авторы этого блога – Андрей и Даша. Как вы смотрите на то, если в сегодняшней статье мы поговорим о том, что такое киберсквоттинг? Надеемся, что положительно 🙂

     Вот не зря гласит пословица: век живи –  век учись. Уже не первый год «вертимся» в сфере интернет-заработка и, кажется, что уже ничем нас не удивить, а – нет! Совсем недавно гуляли на просторах интернета и на глаза попалась занятная статья о киберсквоттинге. Никогда ранее мы этого слова не слышали и тем более, понятия не имели, что же это такое. С большим любопытством прочитали материал и… подумали, а почему бы и нам не написать постик на эту тему, чтобы и вы, наши дорогие читатели, были в курсе ещё одного варианта заработка через интернет и без проблем разбирались в этой модной терминологии.

Что такое киберсквоттинг и как он появился

     Как вы уже знаете, сейчас ведение бизнеса немыслимо без позиционирования его в интернете. Ведь это самый современный и достаточно эффективный способ быстрого привлечения клиентов. Кроме того, сегодня человек уже никак не может обойтись без посещения ресурсов информационного, развлекательного и социального характера. По состоянию на 2017-й год насчитывается более миллиарда сайтов различной тематики и каждый из них имеет свое собственное и совершенно уникальное имя, т.е. домен.

     Как правило, базовое имя сайта состоит из двух частей: это название домена и название зоны, в которой этот домен размещается (например, Thebizfromscratch = название, ru = зона).  Имя зоны ещё называют доменом верхнего уровня или доменной зоной (.com, .net, .info, org, .biz, .ru, .рф, .su).  А имя домена — доменом 2-го уровня. По состоянию на февраль 2017 года общее число доменов 2-го уровня, зарегистрированных во всех доменных зонах, составило более трех миллиардов! С тех пор эта цифра, конечно же, выросла 🙂

     Найти сегодня свободное красивое, короткое, лаконичное имя домена – задача не из простых, т.к. все интересные имена уже заняты. Конечно же, этим обстоятельством было бы грех не воспользоваться! И тогда, особо предприимчивые, и хитрые пользователи, которые ещё успели застать момент, занялись перепродажей красивых, раскрученных имен. Между прочим, у некоторых получилось сколотить большие бабки на перепродаже… Так например, домен Hotels.com купили в 2001-м году за $11 миллионов, хотя первоначальная стоимость этого доменного имени не превышала 10 баксов.

     Конечно же, в условиях такого спроса и высоких цен на рынке перепродажи доменов не мог не появиться новый бизнес, который называют киберсквоттингом. Что такое кибесквоттинг?

     Киберсквоттинг — это «захват» доменных имен в интернете. Слово происходит от английского термина «cybersquatting» – скваттерами когда-то назывались переселенцы, рыскавшие по разным странам в поисках перспективных земельных участков с целью завладения ими и последующей перепродажи всем желающим. Цели современных интернет-скваттеров в целом являются аналогичными целям охотников за землей, только поле деятельности переместилось в интернет-пространство.

Варианты  киберсквоттинга

     Самый простой вариант киберсквоттинга — дождаться, когда текущий владелец домена забудет продлить аренду, а затем оформить на себя освободившийся домен. Потом можно продавать захваченное доменное имя первому попавшемуся арендатору с большой наценкой. Можно взломать регистрационные данные домена и взять управление доменом на себя. Возвращение исходному владельцу так же будет за деньги. Но это уже откровенный криминал, поэтому настоящие киберсквоттеры таким способом пользуются очень редко, и только в тех случаях, когда им не грозит уголовное преследование (например, в целях шантажа).

     Ещё один распространённые вариант — регистрация одноименного доменного имени  с уже существующим, но в другой зоне, или сходного по написанию и звучанию в той же зоне. Потом владельцу исходного домена предлагается купить клон. Как правило, предложение совмещено с угрозой направить клон на сайт с противоправной информацией и нанести ущерб репутации владельца исходного домена. Также, зарегистрированный одноимённый, схожий по названию домен, можно эксплуатировать для продажи собственных товаров или услуг.

     Киберсквоттинг появился практически одновременно с появлением рынка доменных имён. Произошло это примерно в 90-х годах прошлого века. С тех пор он очень активно развивается и приносит хорошие деньги тем, кто имеет в подобных делах достаточный опыт. Профессионалы сходятся во мнении, что не менее 40% всех зарегистрированных в интернете у разных регистраторов доменов 2-го уровня не используются, и выставлены на продажу. Обратите внимание на цифры в начале статьи: сайтов чуть более миллиарда, а зарегистрированных доменов 2-го уровня более трёх миллиардов!

Правовые аспекты киберсквоттинга

     При всем при этом покупка и регистрация доменов — это вполне законные действия. Однако защита законом авторских прав, как правило, на стороне правообладателя, и суд может отобрать одноимённый клон в другой зоне. В настоящее время, с подачи Всемерной организации интеллектуальной собственности (WIPO) внедрена Единая политика конструктивного рассмотрения споров в доменном пространстве (UDRP). Рассмотрением споров занимается Арбитражный центр WIPO. Бывают случаи, что компании, зависящие от своего бренда, выкупают клоны своего домена у киберсквоттеров. Как правило, такое случается, если цена, заявленная кибесквоттером, ниже стоимости судебных разбирательств. Одна такая сделка многократно перекроет затраты киберсквоттера на покупку и удержание доменов для продажи. Именно поэтому киберсквоттинг и процветает до сих пор, несмотря на соответствующее законодательство.

      Однако при всей своей относительной законности киберсквоттинг — реальная угроза для владельцев любого вида бизнеса. Важно регистрировать торговую марку до регистрации домена в интернете. При этом нужно помнить об общих ограничения в авторском праве: торговая марка и адрес домена не должны относиться к общеупотребительным словам и выражениям. Также не должно быть компаний с таким же названием, но в другой сфере бизнеса. В остальном, как сказано выше, закон на стороне правообладателя. Например, несколько лет назад известная компания Gucci отсудила $144 миллиона у группы сайтов со сходным названием, продающих подделки. Это явилось хорошим прецедентом, который усилил права тех, против кого направлены действия киберсквоттеров.

      Несмотря на то, что новые доменные зоны добавляются постоянно и их число растёт, красивых имён доменов в свободном доступе больше не становится. Киберсквоттеры сразу же выкупают такие имена с целью выставить их на продажу по завышенной цене. Киберсквоттинг не стоит на месте и уже обратил внимание на социальные сети. Идея та же: «застолбить» красивые имена для аккаунтов и выставить их на продажу.

       Итак, вот и подошла к концу статья о том, что такое киберсквоттинг. Теперь вы знаете об ещё одном виде современного бизнеса в интернете. Надеемся, вам с нами было интересно и познавательно.

С уважением, Андрей и Даша.

Комментарии:

2 Комментарии

  1. Игорь

    Хороший бизнес если его направлять в правильное русло, а не спекулировать.

    1. Игорь

      Я имел ввиду, если заниматься перепродажей раскрученного домена. Это рынок.
      А вот если заниматься вымогательством, это уже спекуляция и за это нужно под ручки и в одно место)))

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *